Вернуться к алгоритму -> Словарик
Воспитательная деятельность

Это профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка.
Воспитательная деятельность, как и любая другая сложноорганизованная деятельность человека, побуждается несколькими иерархично расположенными мотивами. Ведущим, собственно педагогическим мотивом воспитательной деятельности, является развитие личности ребенка, с которым педагог работает. Именно ради этого в норме и действует педагог-воспитатель. Осознанный педагогический мотив становится целью деятельности. От его сформированности у педагога во многом зависит и качество самой воспитательной работы.
Названный выше мотив, хотя и основной, – далеко не единственный. Имеются и другие мотивы, которые могут побуждать воспитательную деятельность. За ними стоят другие, непрофессиональные, но при этом не менее значимые для личности педагога, потребности. Такие мотивы выполняют функцию, названную А.Н.Леонтьевым функцией дополнительной стимуляции деятельности. Такими мотивами-стимулами могут быть: самореализация, стабильная работа, зарплата, карьера, признание коллег, похвала начальства, уважение родителей, любовь детей и т.п.
Воспитательная деятельность состоит из осуществляющих ее действий, каждое из которых направляется своей, частной, целью. Обычно педагог-воспитатель стремится к совершению следующих действий:
1) вовлечь своих воспитанников в совместные дела, интересные для детей и пригодные для достижения поставленных педагогом целей;
2) создать на основе этих дел общности, объединяющие педагога и детей неформальными отношениями, чувством принадлежности к общему кругу и взаимной комплиментарностью;
3) побудить своих воспитанников получить те или иные социально значимые знания, развить в себе те или иные социально значимые отношения, приобрести опыт осуществления тех или иных социально значимых действий.
Названные педагогические действия совершаются различными способами, то есть различными методами воспитания, каждый из которых реализуется взрослым посредством тех или иных адресуемых ребенку сообщений. Эти педагогические сообщения могут быть как прямыми, так и косвенными, как вербальными, так и невербальными. Их сходство в том, что все они превращаются педагогом в знаки, несущие в себе ту или иную адресованную ребенку информацию.
Таким образом, воспитательная деятельность предстает перед нами как деятельность коммуникативная. А способы воспитывающей коммуникации, то есть методы воспитания, становятся кирпичиками, элементами, единицами воспитательной деятельности.
Следует заметить, что адресуемые ребенку педагогические сообщения не вызывают напрямую те или иные изменения в его личности.  Но они могут актуализировать его стремление координировать свои знания, отношения, действия со знаниями, отношениями, действиями взрослого. Одновременно и взрослый координирует свое поведение, сообразуясь с теми сообщениями, которые адресует ему ребенок, или с той реакцией, которую тот демонстрирует в ответ на педагогические сообщения.
Таким образом, процесс взаимодействия педагога и ребенка в воспитании (воспитательный процесс) представляет собой сложный, динамический процесс взаимной координации их поведения.
 
От воспитательной деятельности следует отличать воспитывающую деятельность.